Skip to main content

Blog entry by Антипов Юрий Викторович

Трансформация образовательного запроса

Трансформация образовательного запроса

Московский государственный университет технологий и управления им. К.
Г. Разумовского (Первый казачий университет) – отраслевой вуз
предпринимательского типа, который ведет подготовку кадров для пищевой,
перерабатывающей промышленности и цифровой экономики. Университет
реализует 108 образовательных программ высшего образования, 24
образовательные программы СПО, более 150 программ дополнительного
образования в Москве и в 15 региональных институтах.

В МГУТУ
обучается почти 20 000 студентов, из них около 12 000 – по
технологическому профилю. Ежегодно университет выпускает около 4500
специалистов в области биотехнологии, информационных технологий и
информационной безопасности, технической физики, автоматики и управления
производственными процессами, экономики и управления, гуманитарного
образовательного блока. Есть у университета еще одна миссия: он является
базовым вузом Совета при Президенте Российской Федерации по делам
казачества и соисполнителем целого ряда пунктов Плана реализации
Стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества
до 2030 года, прежде всего в сфере непрерывного казачьего образования.

– Сергей Николаевич, скажите, что, по вашему мнению, нужно современному студенту? Какое образование будет востребованным?


Изменения в науке, бизнесе, индустриях и обществе формируют запрос на
новую личность, а значит, и на ее образование. Сегодня рынком
востребованы специалисты, способные динамично мыслить и развиваться,
включаться в инновационную деятельность. И наш вуз, совершенствуя свой
образовательный процесс, постоянно трансформируется под современный
образовательный запрос. Сегодня нам бросают вызов глобальное ускорение
темпов технологического развития, изменения требований развивающихся
рынков труда и потребления. Работодатели начинают формировать заказ на
высококвалифицированных работников, способных постоянно профессионально
развиваться и быстро адаптироваться к технологическим изменениям.

В
нашем университете внедрен проектный метод обучения.
Студенты-выпускники готовят комплексные выпускные квалификационные
работы в виде сформированного бизнес-плана в связке с бизнес-структурами
и предприятиями, что помогает им чувствовать конъюнктуру современного
рынка. Проектное обучение в целом позволяет повысить качество
образования с ориентацией на конкретного работодателя, вовлечь студентов
в научную и предпринимательскую деятельность, обеспечить через
выпускников университета внедрение передовых технологий в реальное
производство.

Новое качество подготовки кадров сегодня невозможно
без внедрения адаптивных практико-ориентированных образовательных
программ. К тому же скорость, с которой развивается цифровая экономика,
приводит к радикальным изменениям условий жизни человека, системы
управления и сферы науки. Происходит трансформация рынка труда и спроса
на компетенции кадров. Новые технологии рождают новый запрос на
образование. Цифровизация в последние несколько лет приводит к тому, что
многие привычные профессии исчезают или значительно трансформируются.
На смену им приходят новые.

– Реформа высшего образования
сегодня предполагает развитие интеграционных процессов в сфере науки,
высшего образования и индустрии. Как вуз реагирует на эти изменения?


Как вуз в научном развитии мы ориентируемся на установки
государственной программы «Научно­технологическое развитие Российской
Федерации», где обозначены задачи по переходу к высокопродуктивному и
экологически чистому агро- и аквахозяйству, хранению и эффективной
переработке сельскохозпродукции, созданию безопасных и качественных
продуктов питания. По всем этим направлениям идет активная научная
работа, наши ученые занимаются созданием природоподобных биотехнологий
для пищевой промышленности, развитием альтернативных источников и
инновационных продуктов питания, технологиями глубокой переработки
пищевого сырья и методиками персонализированного питания человека и
социальных групп.

МГУТУ входит в состав НОЦ мирового уровня
«Инновационные решения в АПК» в Белгородской области с проектами в сфере
интенсивного рыбоводства и аквакультуры, экосистемной экологии
водоемов, а также в НОЦ мирового уровня «Российская Арктика» с
персонализированным питанием местного населения.

Мы реализуем
контракты в рамках национальных проектов: «Наука», «Образование»,
«Цифровая экономика», «Экология», «Здравоохранение, «Демография»,
«Производительность труда и поддержка занятости».

Наш университет
давно занимается совершенствованием социального питания в регионах и
стране в целом и имеет многолетний опыт в сфере научного обоснования и
внедрения рационов питания в образовательных организациях и учреждениях
здравоохранения.

Сегодня мы стремимся интегрироваться с вузами,
НИИ и индустриальными партнерами в рамках консорциумов для ускорения
технологического развития отрасли, разработки и внедрения инновационных
технологий.


Сергей Николаевич, скажите, какие дополнительные требования и какую
ответственность накладывает на образовательную организацию определение
«Первый казачий университет»?

– Да, безусловно, это
накладывает серьезную социальную ответственность перед государством.
Сегодня, говоря о патриотическом воспитании, невозможно не сказать о
казачестве. Уникальность казачества в том, что оно в значительной
степени сохранило свои устои и традиции, особое мировоззрение и
мировосприятие. В университете разработана и реализуется концепция
непрерывного казачьего образования и воспитания. Непрерывность
образования и воспитания позволяет сформировать истинного гражданина и
патриота. Именно в этом случае возможно формирование у подрастающего
поколения чувства патриотизма, любви к России, родной земле, готовности
служить Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной
ответственности за судьбу Родины, веры в великое будущее своей страны.

Я
рассматриваю российское казачество как центр кристаллизации здоровых
сил общества, а воспитание молодых казаков – как важнейшую
государственную задачу, которую в первую очередь должна решать система
образования, в том числе и Московский государственный университет имени
К. Г. Разумовского (Первый казачий университет).

  • Share

Reviews